Министерство просвещения Российской Федерации (Банк документов)
Федеральный портал Российское Образование (поиск документов)
В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития. В системе образования РФ складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования (статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"):
В настоящее время введены в действие образовательные стандарты:
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. N 31
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576
Приказ Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. N 507
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643
Приказ Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060
Приказ Минобрнауки России РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1578
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645
С 1 сентября 2022 года 1-е и 5-е классы перешли на новые стандарты (ФГОС третьего поколения)
В соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” и Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” 1-е и 5-е классы российских школ перешли с 1 сентября 2022 года на новые государственные стандарты.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников, строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения.
В новых стандартах учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов с целью недопущения перегрузки ребенка. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится...", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможности научиться...?", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.